Что является стимулом российского сельского хозяйства? - Партия Дела
Присоединиться

Пятилетие продэмбарго, которое Россия ввела в 2014 году в ответ на санкции Запада, способствовало существенному развитию отдельных секторов отечественного агропромышленного комплекса. Только по данным Министерства сельского хозяйства за последние пять лет Россия снизила импорт продовольствия с $43,3 млрд в 2013 году до $29,8 млрд в 2018 году. А в 2020 году ожидается падение этой цифры еще на несколько миллиардов долларов.

Так, в 2019 году Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил на форуме «Россия зовет!», что благодаря американским санкциям Россия укрепила свой экономический и технологический суверенитет. По словам Путина, благодаря санкциям Россия начала заниматься импортозамещением в сельском хозяйстве, медицине, фармацевтике, оборонно-промышленном комплексе. В целом России удалось достигнуть «очень серьезных и положительных результатов», сказал Путин. Он отметил всех, благодаря кому России удалось укрепить свой экономический и технологический суверенитет.

Помимо снижения импорта, западные санкции и продэмбарго дали еще один плюс российской экономике. С 2018 года наблюдается существенный рост экспорта мясной и масложировой продукции, рыбы и морепродуктов, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. Россия заняла первое место в мире по поставкам пшеницы, а по отдельным товарным позициям — входит в тройку лидеров. Сложившаяся динамика внешней торговли дает основания полагать, что в среднесрочной перспективе наша страна войдет в десятку крупнейших мировых экспортеров сельхозпродукции.

Введение Россией продовольственного эмбарго способствовало росту производства отечественных продуктов, однако по некоторым позициям выполнить импортозамещение не удалось. По данным статистики, общая доля российских продуктов питания на прилавках торговых сетей сегодня превышает 80%, в то время как до введения Россией контрсанкций доля импортных продуктов превышала треть. При этом доля некоторых товаров отечественного производства достигла 95–100%. Однако Россия еще не достигла необходимого уровня самообеспечения по таким важным товарным позициям, как соль и молоко.

Политика импортозамещения в условиях санкций Запада создает несколько «тепличные» условия для функционирования отечественных товаропроизводителей, поэтому крайне важно в процессе импортозамещения не потерять конкурентоспособность, а, следовательно, развитие отрасли должно осуществляться на инновационной основе. Но обеспечение конкурентоспособности достигается не только применением инновационных технологий, конкурентоспособность основана и на равных издержках.

В России по сравнению с западными странами очень высокие кредитные ставки, существенно меньше объемы господдержки, высокая стоимость средств производства и услуг, приобретаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, и большие логистические издержки. Очевидно, решение задачи разумного импортозамещения в сфере отраслей экономики, обеспечивающих сельское хозяйство материально-техническими ресурсами и услугами, требует значительных вложений, в том числе финансовых. Поэтому основной целью преобразований в сфере кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей является повышение физической и экономической доступности кредитных ресурсов. Одновременно необходимо планомерное смягчение кредитно-денежной политики Центрального Банка Российской Федерации, направленное на увеличение денежного предложения и снижение ключевой ставки ЦБ РФ.

В системе налогообложения для сельского хозяйства наиболее актуальными являются вопросы повышения его стимулирующей роли в развитии производства и обеспечении конкурентоспособности продукции.

Процесс импортозамещения — это лишь один из этапов развития агропромышленного комплекса. Его продолжительность различна по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и зависит от целого ряда факторов, как политических, так и экономических. В связи с этим сегодня одна из главных задач государства в аграрном секторе — переход к новому качеству роста, а для того, чтобы этот переход последовательно осуществить, необходима разработка стратегии долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса. Правительство России должно сформировать облик будущего аграрного сектора, в противном случае путь к нему будет долгим, полным проб и ошибок и не будет способствовать вхождению нашей страны в группу мировых лидеров.

Источник: Крестьянские Ведомости

Источник фото: Пресс-служба ПАРТИИ ДЕЛА