Пандемия 2020 - Партия Дела
Присоединиться

Авторы: Р. И. Нигматулин, Б. И. Нигматулин, А. Г. Аганбегян, М. Д. Абрамов, В. А. Кашин.

В представленном препринте обсуждается проблема преодоления экономического застоя, в котором находится Россия после 2013 г.

В первой части обсуждаются срочные в 2020 г. меры для преодоления экономических проблем из-за коронавирусной пандемии и вызванной ею мирового кризиса. Кризис привел к дополнительному к «каникулам» удару по нашей экономики из-за падения спроса на наш экспорт, в котором многие годы преобладает сырье и полусырье.

Во второй части обсуждаются меры, которые необходимо реализовать в ближайшие 2 — 3 года, чтобы преодолеть стагнацию нашей экономики и инициировать значительный экономический рост и не только выполнить национальные проекты и достичь национальные цели, провозглашенные Президентом РФ, но и достичь гораздо большего.

Этот материал представлен для обсуждения на Научно координационном совете РАН по проблемам прогнозирования и стратегического планирования.

ПАНДЕМИЯ.


СРОЧНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ


Нигматулин Р.И., Нигматулин Б.И.

На седьмом году российской экономической стагнации, сопровождаемой падением доходов населения, коронавирусная пандемия, охватившая весь мир, и мировой экономический кризис со снижением мировых цен на российское сырье отвлекло внимание от обсуждения корректировки национальных программ, направленных на социально-экономический рост. Этому отвлечению способствовала и компания по конституционной реформе.

Для российской экономики социально экономический ущерб от пандемии обострит кризис из-за падения уровня жизни большей части населения. Наша страна в последние шесть лет (2014—2019 гг.) находилась либо в экономическом кризисе (2014—2016 гг.), либо имела слабый экономический рост в 2017—2019 гг., а в среднем в эти годы темп роста ВВП был менее 1% в год. При этом в 2019 г., по сравнению с 2013 г., уровень доходов населения (в сопоставимых ценах) снизился на 6%. А в 2020 г. доходы могут упасть еще на столько же или даже больше.

Несмотря на декларации, экономика России не сошла с «нефтяной иглы», в ней не построен внутренний механизм выхода из кризиса. Все предыдущие послекризисные подъемы связаны с восстановлением мировых цен на нефть. Последнее достаточно ярко проявилось в 2010—2013 гг., когда подъем был обусловлен почти двукратным ростом мировой цены нефти. Именно за счет этого наша страна восстановилась и превысила лучшие докризисные показатели по экономике и по социальной сфере.

Социально-экономические потери в 2020 г. Сегодняшний кризис характеризуется четырьмя показателями: 1) ростом инфляции; 2) потерей рабочих дней; 3) падением цен и спроса на наши экспортные товары, в которых 90% занимает сырье и полусырье; 4) падением производства из-за неизбежного падения в них инвестиций.

Авторами разработан метод расчета прогноза падения основных макроэкономических параметров на текущий кризисный год. Метод основан на использовании устойчивых (маломеняющихся) в течение последнего десятилетия безразмерных параметрах, характерных для современной экономики России. К ним, в частности относятся доли денежных доходов населения, консолидированного госбюджета, экспорта и инвестиций в основной капитал в ВВП, отношение импорта к ВВП, электроемкость ВВП, доля оплаты труда в госбюджете, доля углеводородов в экспорте и др. Метод представлен на примере кризиса 2020 г. и верифицирован на примере кризиса в 2009 г.

Согласно указанным расчетам, в 2020 г. девальвация составит 8,4%, а инфляция 4,3%.

Падение ВВП из-за установления режима нерабочих дней (16,5% от рабочих дней в году) и их последействия определяется снижением производства товаров и услуг компаниями с существенным электропотреблением, показателем чего является снижение электропотребления и снижением производства малыми и средними предприятиями (МСП), занятыми в сфере услуг с малым электропотреблением. В итоге падение ВВП из-за коронавирусных каникул составит 6,3%.

Следующая компонента падения ВВП связана с сокращением экспорта (составляющего 28% ВВП) из-за падения мировых цен и мирового спроса на углеводородное топливо (нефть, нефтепродукты, природный газ) и другое сырье российского экспорта (уголь, металлы, древесина, целлюлоза, удобрения, зерно и др.). Наша оценка основана на среднегодовой цене, равной $42 за баррель (падение относительно 2019 г. на 34%), сокращении объема экспорта углеводородов на 10%, сокращении цены и объема экспорта других товаров на 10%. Согласно этому сценарию, экспортная выручка сократится на 27%, ВВП — на7,6%.

И, наконец, третья компонента падения ВВП связана с сокращением инвестиций в основной капитал (ИОК), входящих валовые накопления. Это добавит к падению ВВП еще 1,1%.

В результате полное падение ВВП в 2020 г. составит 6,3% + 7,6% + 1,1% «15%, что равно 16,5 трлн. руб. в ценах 2019 г. Это намного выше падения ВВП (по прогнозу МВФ) в странах Европы, Северной Америки (6–9%) и мира (3%). А в большинстве европейских стран удешевление сырья даже уменьшит уровень падения ВВП и облегчит им выход из кризиса, хотя во многих странах (США, Италия, Великобритания, Испания, Франция и др.) пандемия проходит гораздо тяжелее, чем у нас.

О правительственных мерах по компенсации ущерба пандемии. Хотя Президент РФ заявил, что «нерабочие дни» самоизоляция по месту жительства должны быть «при сохранении рабочих мест и доходов граждан» [выделено авторами]. Однако за эти «каникулы» и после них зарплаты работников МСП уже упали. Большинство этих предприятий, обслуживающих население, находятся в сложном финансовом положении, у них отсутствуют финансовые резервы. Напрямую затронутыми или потенциально невостребованными оказываются более 10 млн работников МСП, занятых в сфере услуг.

Президент РФ, Председатель Правительства и мэр Москвы объявили меры поддержки — полугодовая отсрочка по всем налогам (за исключением НДС), сокращение страховых взносов в 2 раза, с 30 до 15%. Наконец, для многих МСП предложена возможность получить кредит на 10 мес. (с 01.06.2020) под 2% годовых в размере МРОТ на одного сотрудника. При этом, если предприятие сохраняет до 90% численности сотрудников, то этот кредит и проценты по нему гасятся государством. Президент РФ рассчитывает, что такой возможностью смогут воспользоваться МСП суммарной численностью сотрудников до 7 млн. человек. До конца года 2020 г. на эту поддержку может потребоваться около 550 млрд. руб. Однако многие предприятия МСП не смогут выполнить условие по сохранению численности сотрудников, поэтому не будут брать кредит, а просто проведут сокращение.

Дополнительная помощь семьям с детьми до 3 лет по 5 тыс. руб в месяц (около 300 млрд руб. в год) и единовременная выплата в размере 10 тыс. руб. на каждого ребенка от 3 до 15 лет, (около 230 млрд. руб.) станет некоторым подспорьем для многих российских семей, у которых существенно сократились доходы.

Однако для потерявших доходы 10 млн. работников МСП необходима немедленная прямая поддержка, хотя бы в виде минимальной оплаты труда (12,1 тыс. руб в месяц), что составляет 120 млрд. руб в месяц, или около 1 трлн. до конца года.

В ближайшие недели, судя по высказываниям министров, предполагается выделить на все виды поддержки до 3 трлн. руб., или около 3% ВВП. Этого явно недостаточно, чтобы предотвратить социально-экономические потрясения и предотвратить существенное падение доходов населения. Ведь и после отсрочки бизнес должен будет оплатить аренду и налоги, а население оплатить услуги ЖКХ. При объявленной Правительством поддержке восстановление экономической активности в нашей стране будет происходить дольше, чем в мире (более одного года), из-за резкого снижения доходов населения и пока еще очень низкой их компенсации. Даже в июле и августе многие предприятия еще не смогут приступить к нормальной работе из-за отсутствия оборотных средств, а это чревато массовыми увольнениями.

Необходимая компенсация потри ВВП. В связи с предстоящими в 2020 г. значительными потерями ВВП, а с ними потерями доходов госбюджета и доходов населения необходима компенсация, уменьшающая эти потери. Размер компенсации следует определить состоящим из четырех слагаемых. Первое слагаемое — компенсация потерь доходов консолидированного государственного бюджета. В долях ВВП она равна 5,1% ВВП. Часть этой компенсации, равная 2,7% будет использована для сохранения оплаты труда госбюджетников.

Второе слагаемое — компенсация потери ИОК, которая необходима, т. к. уменьшение инвестиций, которые и так аномально малы, не позволит обеспечить выход из кризиса и экономический рост в 2021 г. Эта компенсация равна 1,1% ВВП.

Третье слагаемое — компенсации для покрытия хотя бы 60% потерь доходов из-за «каникул» и их последействия той части населения, которая занята в секторе услуг МСП. Оно равно 1,4% ВВП.

Четвертое слагаемое — компенсация потерь доходов самозанятых, хотя падение продукции последних не включается в падение ВВП и безработных. Скорее всего, около 5 млн. человек обратятся для получения пособия по безработице на 5 месяцев, что стоит 0,3% ВВП.

В итоге предлагаемая компенсация в долях ВВП 2019 г. равна 8% ВВП или 9 трлн. руб. Такая компенсация уменьшит падение ВВП до 7% ВВП, которая придется на экспортеров сырья и полусырья и крупные предприятия. Помимо социального фактора и сохранения стабильности страны предлагаемая компенсация позволит уменьшить падение доходов населения в долях ВВП 2019 г. с 8% до 3,5% ВВП. При этом относительное падение доходов населения уменьшится с 15% до 6,5% (без учета инфляции). Но инфляция добавит к падению доходов населения еще 4%. Тем не менее рекомендуемая компенсация помимо социального значения кардинально сократит падение спроса. А это позволит начать восстановление экономики уже в третьем квартала 2020 г.

Кстати, расчет показывает, что некомпенсированное падение ВВП в 2009 г. было равным тоже 15±1%, но компенсация из резервов, равная 8% ВВП, сократила падение ВВП до 7,8%.

Выделение в течение 2020 г. 8% ВВП (9 трлн руб) из государственных резервов (60 тыс. рубна душу) соответствует 350 млрд. долларов (2400 долларов на душу) по паритету покупательской способности (25,5 руб/$ППС, 2019 г.).

Хотя экономические убытки в США и странах Евросоюза меньше, чем в России, но там компенсация в долях ВВП на покрытие экономических потерь гораздо больше 8% (более 10%) и соответствует от 6 до 9 тыс. долларам (более двух среднемесячных дохода) на душу. Это по ППС соответствует от 150 до 230 тыс. руб на душу, или в 2–3 раза больше, чем предлагается в России.

Дополнительные меры, необходимые для смягчения воздействия кризиса. Правительству следует в 2020 г. реализовывать следующие мероприятия.

1) Проработать систему администрирования и контроля доведения выделяемых компенсаций до адресата, каковыми могут быть юридические и физические лица. Необходимо исключить как торможение трансфертов избыточным администрированием, так и коррупцию.

2) Разрешить предприятиям НДС и взносы, которые они должны перечислять в госбюджет и в страховые фонды, использовать в течение двух-трех месяцев для оплаты труда (а это 2 трлн руб). Дело в том, что помимо остановки производства даже работающие предприятия страдают от неплатежей остановившихся смежников, и они не смогут заплатить зарплату. Предлагаемая мера равносильна кредитованию бизнеса со стороны государства с существенным облегчением администрирования и контроля.

3) Предусмотреть инфляционные издержки для беднейшей части населения.

4) Для облегчения кредитования продолжить снижение ключевой ставки ЦБ до 3% с жестким контролем целевого использования кредитов.

Для защиты отечественного производителя постепенно до конца 2020 г. снизить курс рубля к доллару до $ЦБ = 80 руб, сокращая долларовые интервенции и поддерживая импортозамещение.

Необходимы ужесточить контроль валютного рынка и ввести налогообложение некоторых видов трансграничного перемещения капитала и в первую очередь в офшоры.

5) В условиях роста заболеваемости, падения реальных доходов, роста безработицы решающим для сохранения социально-политической устойчивости страны станет доверие народа к власти. Президент и премьер-министр обращаются к народу с призывами мобилизоваться и перетерпеть лишения. Но необходимо показать, что депутаты, министры и другие высокооплачиваемые чиновники с доходами более 1 млн. руб в месяц, а также богатейшие менеджеры и собственники тоже готовы перетерпеть и перейти хотя бы временно на сокращение своих высоких доходов в пользу Фонда национального благосостояния (ФНБ). Это можно сделать, если они хотя бы временно (на три-четыре месяца) по рекомендации руководства страны примут для себя прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц, принятую во всех странах Европы и Северной Америки. А это около 40% их доходов за три-четыре месяца предыдущего очень успешного для них 2019 г. Благодаря этим взносам ФНБ может получить около 2 трлн рублей. Эта акция поможет сохранить единство народа, снизить напряжение в обществе, предотвратить возможное массовое недовольство.

6) Правительство должно позаботиться, чтобы выделенные финансы были обеспечены потребительскими товарами. Необходимо заранее обеспечить товарные запасы, в том числе и за счет импорта (в первую очередь, запасы продовольствия и медикаментов).

7) Пандемии будут повторяться. Общество и власть должны осознать, что медицинские работники обеспечивают основу безопасности страны, как и военнослужащие. Общее финансирование здравоохранения и та его часть, которая обеспечивается государством (федеральным и региональными бюджетами и фондом медицинского страхования) в России составляет соответственно 5,3% и 3,5% ВВП. Это в два раза меньше европейских норм. В ближайшие два года необходимо достичь соответственно 7% и 5%. А затем к 2024 г. достичь 9% и 7% ВВП, как в странах ЕС и ОЭСР.

Заключение. Вместо очередного провозглашения целей по улучшению благосостояния народа путем реализации 12 национальных проектов надвигается угроза безработицы и продолжения падения уровня жизни. Это падение нужно остановить, запланировав поэтапно использовать 8 — 9 трлн. руб. из ФНБ.

То, что наши социально-экономические потери в долях ВВП будут значительно большими, чем в Европе и Северной Америке (где до недавнего времени пандемия проявилась сильнее, чем у нас) и чем наши же потери в кризисе 2009 г., свидетельствует о крахе до сих пор проводившейся социально-экономической политики.

Об этом же свидетельствует отказ Президента РФ В. В. Путина от задачи по вхождению страны в число крупнейших экономик мира даже к 2030 г., которая согласно майским указам должна была быть достигнута к 2024 г., и лишь затем в связи с пандемией перенесена к 2030 г.

После преодоления пандемии необходимо немедленно начать реализовывать новую социально-экономическую политику перехода к росту экономики и оздоровлению социальной сферы с учетом национальных проектов (2018) и национальных целей развития России (2020), провозглашенных Президентом РФ. А для этого необходимо изменить кадровую политику в финансово-экономическом, отраслевом и социальном блоках Правительства и государственных корпораций. Нам нужна более независимая от мировых кризисов отечественная экономика с развитыми производительными силами и профессиональными руководителями.

И об этом идет речь ниже.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РОСТА ЭКОНОМИКИ РОССИИ


Нигматулин Р.И., Аганбегян А.Г., Абрамов М.Д., Кашин В.А.

I.Социально-экономическое состояние России

В российском обществе обсуждаются перспективы достижения целей, поставленных в майском 2018 г. Указе Президента РФ. Эти цели имеют фундаментальное значение для развития России в ближайшее десятилетие. Все чаще раздаются голоса об их невыполнимости, тем более, что не выполнены аналогичные задачи, поставленные в таких же Указах еще в 2012 г. А с 2013 г. экономика России находится в стагнации. Ее ВВП в 2018 г. был равен 103,6 трлн. руб, что в месяц на душу составляет 60 тыс. руб или около 2000 долл. по паритету покупательной способности (ППС), из которых денежные доходы составляют 33 тыс. руб. Это мало, а за семь последних лет среднегодовой прирост ВВП был незначительным — по Росстату около 1%, а мир прирастал с темпом 3%, Китай же убегает от нас с темпом 7%.Наш ВВП России на душу населения по ППС меньше, чем в бывших соцстранах (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния), и в странах Прибалтики (Литве, Латвии, Эстонии).

О ничтожности и незначимости «прироста ВВП по Росстату» свидетельствует то, что с 2013 г. реальные доходы населения сократились на 7%,а с учётом роста безработицы и падения доходов самозанятых — на 12%. Об этом же свидетельствует и обесценивание накоплений пенсионного фонда, что подтолкнуло Правительство к непопулярной пенсионной реформе.

Падение доходов народа снижает двигатель экономического роста — спрос, и из-за этого и низкого качества продукции не загружены многие предприятия .

Серьезной проблемой стал износ основных фондов, который достиг 50%.

Не улучшается положение наших «тяжелых» территорий (нечерноземный центр, Сибирь, Дальний Восток и др.).

Несмотря на госбюджетные льготы, доля в ВВП имеющего особое геополитическое значение Дальнего Востока застыла на уровне 4%, а отток населения оттуда не уменьшается.

Уже тридцать лет страна не может преодолеть бедность. Она охватывает не менее 50% семей. А около 15% крайне бедные. А на селе, где уровень оплаты труда составляет 60% от среднего по стране, 75% жителей бедные.

Диспропорции доходов и цен усугубляются в ущерб селу, сельским территориям и сохранению плодородия почв. И, несмотря на нехватку квалифицированных механизаторов, животноводов и др., люди уходят из села и переполняют города.

Агрохолдинги, работающие на огромных частных землевладениях (латифундиях), потребляют государственные дотации, обогащают латифундистов, разоряют сельское население, нарушают их права на сохранение своего образа жизни. Европа давно отказалась от агрохолдингов. Там производители продовольствия -кооперативные структуры из сотен тысяч семейных хозяйств, работающих по общим для всех правилам и технологиям.

Ростэкспорта природных ресурсов обостряет проблемы их истощения, загрязнения окружающей среды и катастроф, а система экологического и метеорологического мониторинга в т. ч. в океанах и в Арктике не развивается.

И, наконец, о демографии. После некоторой стабилизации возобновилось сокращение населения с падением рождаемости и сохранением высокой смертности.

С 2003 по 2017 гг. смертность в РФ уменьшилась с 16,5 до 12,4 на 1000 человек и больше не уменьшается. В новых и старых странах ЕС она равна 11 и 9,6 соответственно. А ведь в 1986 г. смертность в РСФСР равнялась 11. За 2019 г. естественная убыль населения в РФ составила 300 тысяч человек. Для уменьшения смертности к 2024 г. только до упомянутого уровня РСФСР необходимо более, чем в 2 раза больше средств, чем это предусмотрено по Национальной программе «Здоровье».

Большие объёмы скупки иностранной валюты и вывоза капиталов, офшоры, криминал с участием правоохранительных органов, пропаганда приукрашиваемых недостоверных данных дополняют описание нашего состояния.

Преодоление перечисленных проблем необходимо не только для повышения благосостояния народа, но и для сохранения устойчивости нашей страны, предотвращения социальных конфликтов и повышения обороноспособности. А для этого требуются серьезные изменения в социально-экономической сфере, в распределении доходов и расходов.

II. Причины отсутствия экономического роста

Главная причина отсутствия экономического роста состоит в том, что в России производить невыгодно из-за высоких налогов с предприятий, что препятствует инвестициям. Это бремя необходимо уменьшать, перемещая их на сверхдоходы физических лиц и их дорогую собственность.

Показательно сравнение налоговой нагрузки на рабочую силу и предприятия в России и в США. У них прогрессивная шкала подоходного налога ранжируется от 0% до 38%, при этом зарплата работников менее 1 тыс. долл. в месяц налогом не облагается. У них социальные сборы составляют 13%, а у нас- 30%. У них налог с продаж в разных штатах- от 6% до 9%, а у нас НДС-20%. У них нет налога на имущество предприятий, а у нас он — 2,2%.У них расходы до 2 млн. долл. в год на приобретение оборудования уменьшают налоговую базу прибыли, у нас- нет. В результате налоговая нагрузка на предприятия у нас в 3 раза тяжелее, чем в США.

Сохранение малой инвестиционной доли ВВП, равной 17%, малых вложений в экономику знаний (12% ВВП) и на науку (1% ВВП) не дает шансов на экономический рост, рост производительности труда ине может обеспечить социально-экономический, демографический и гуманитарный прогресс.

Тормозит рост экономики, снижая покупательский спрос, и вопиющее социальное неравенство с бедностью 50% населения и аномальной роскошью 0,5% его богатейшей части. Россия занимает 50-е место в мире по размеру минимальной зарплаты и 1-е место- по числу миллиардеров, отнесенному к ВВП. У нас их больше в 2,5 раза, чем в США, в 3 раза, чем в Европе и в 10 раз, чем в Японии. Помимо ослабления экономики несправедливость такого неравенства разъедает государство и грозит потерей устойчивости страны.

Еще одна причина отсутствия экономического роста — высокие внутренние цены на наше же сырье, топливо и электроэнергию. По сравнению с США, имеющих, как и РФ, собственные нефть, газ и уголь, у нас цена на бензин и электроэнергию по ППС в 2 раза выше. В 2 раза у нас выше и доля ВВП на оплату электроэнергии, хотя затраты электроэнергии (кВт-час на 1000 долл. ВВП (по ППС)) у нас выше всего на 15%.

И, наконец, монополизм, коррупция, некомпетентность управленцев, незащищенность прав собственности, офшоры, несправедливая судебная система стали мощным фактором деградации производительных сил и государства.

В результате у нас чрезвычайно низкая эффективность инвестиций, определяемая отношением прироста ВВП к приросту инвестиций в основной капитал. В последние годы он стал равным 2, а по миру он равен от 3 до 5. А в советской России он был равен 4,2.Упавшая эффективность нынешнего руководства экономического блока и руководителей производственных предприятий стала сильнейшей экономической силой, тормозящей развитие страны.

Отсюда и призыв Президента РФ «не следует «забрасывать деньгами» не готовые к этому

отрасли экономики».А таких у нас большинство из-за неэффективности управляющего класса и пороков экономического порядка. Но без инвестиций не будет реального экономического роста.

Поэтому необходимы новые руководители — специалисты, способные эффективно реализовывать инвестиции, необходима реформа экономического и государственного порядка с научной проработкой всех деталей. Необходима также консолидация государства и общества. Иначе ситуация будет ухудшаться.

III. Направления реформирования экономического порядка

Экономический порядокопределяютпредпринимательский климат(налоговая, финансово-кредитная и судебная системы), инвестиции, спрос, балансы, предпринимательский климат, профессиональный и моральный уровень народа и руководящего класса.

Ориентир для обеспечения платежеспособного спроса — минимальная месячная зарплата должна быть примерно равна цене 1000 литров бензина(а не 200 л, как у нас), а средняя — в два раза больше.

Ориентир для инвестиций в основной капитал — они должны составлять не 17% ВВП, а в 1,5 раз больше, т. е. не менее 25% ВВП.

Инвестиции реализуются кредитами, но, в конечном счете, они оплачиваются покупателем. Поэтому главным инвестором может быть только платежеспособный народ, для чего его зарплата должна быть сбалансирована с издержками и ценами.

Ориентир для баланса цен на народные товары и энергоресурсы — цена 1 кг простого хлебадолжна быть примерно равна цене 3 литров бензина (а не 1 л, как у нас).

Сложившиеся ценовые диспропорции между отраслями, ведут к несбалансированному распределению доходов и расходов, что сдерживают экономический рост.

Перечисленные ориентиры характерны для всех развитых и развивающихся стран. Они обеспечивают сбалансированность экономики и ее рост. К ним необходимо приблизиться в течение нескольких лет, шаг за шагом повышая оплату труда, параллельно снижая цены на энергоресурсы и сырье на внутреннем рынке и приводя к балансам зарплаты, издержки и цены на народные товары. Тем самым через оплату труда и сбалансированные цены будет повышена инвестиционная компонента в цене народных товаров.

Этому же способствует государственная поддержка наименее защищенных групп населения- обеспечение пособиями по беременности и родам, по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности, и она должна быть государственным приоритетом.

Для формирования профессионального и морального уровня руководящих кадров нужна смена кадровой политики, сокращение управленческого персонала, в том числе госслужащих, и вместо «менеджеров» необходимо привлечь специалистов, прошедших основные ступени профессионального роста и созидания-ученых, инженеров, специалистов аграрного сектора, врачей и т. д. Необходимо создать условия для реальной политической, кадровой и экономическойконкуренции. Без этого вложения в экономику приведут только к инфляции.

IV. Мобилизация инвестиционного потенциала

Наша страна имеет значительный инвестиционный потенциал, который растрачивается и уходит из страны. Государство, опираясь на научные проработки, должно шаг за шагом корректируя реформы мобилизовать инвестиционный потенциал, чтобы он работал на развитие производительных сил.

Главным механизмом должен стать метод государственно-частного партнерства, при котором на один рубль, вложенный государством, привлекается два и более рубля частного бизнеса, и безопасность вложений бизнеса должна гарантироваться государством. Какие же меры и ресурсы может использовать государство?

1. Необходимо обеспечить защиту всех видов собственности, в т. ч. и частной, всеми государственными силами.

2. Ввести льготы (земельные, налоговые, таможенные и административные) для инвестирования в основные фонды и вложения в человеческий капитал, экономический рост, импортозамещение и ввод высокотехнологичных производств.

3. Использовать часть (около 200 млрд. долл.) из золотовалютных резервов, которые составляют сегодня более 500 млрд. долл. Для этого за два-три года довести заимствования до 30 млрд. долл. (около 2 трлн. руб)в год на выдачу инвестиционных кредитов для обновления действующего производства и ввода новых мощностей.

4. Разработать закон «Об обороте основного капитала», в котором, в частности, должно быть предусмотрено создание на предприятиях амортизационных фондов, средства которых могут расходоваться лишь на покупку новых и восстановление изношенных основных средств.

5. Надо активней использовать средства от приватизации и средства банков, привлекая средства населения.

6. С учетом опыта развитых и развивающихся стран надо научитьсяиспользоватьдефицитныйгосбюджет (это даст около 3 трлн. руб. в год) и долги государства. Долги надо начать с 3% ВВП, в течение 7 лет доведя их до 30 — 40% ВВП, занимая 40 — 50 млрд. долл. ежегодно. Все эти средства нужно возмещать ценными бумагами, дающими доход за счет экономического роста.

7. Развить конкурентную среду во всех отраслях, борясь с государственной и олигархической монополизацией.

Особое внимание следует уделить страхованию, паевым фондам, ипотеке, рынку земли, венчурному капиталу, фондовой бирже, биржевой торговле и т. д. Следует развить рынок капитала, как двигатель экономического роста.

8. Вместо государственных дотаций агрохолдингам, надо поддерживать кооперацию сельскохозяйственных товаропроизводителей, исключать паразитических посредников, контролировать цены «от поля до прилавка», обеспечить доступ малых форм хозяйствования к рынкам сбыта, чтобы преодолеть ценовые диспропорции в продовольственном секторе и способствовать обустройству сельских территорий (дороги, школы и др.).

V. Мобилизация финансовой и кредитной систем

Необходимо преобразовать финансовую систему, ориентировав банковскую систему не только на предотвращение инфляции, но и на развитие производительных сил, создавая систему «длинных» денег по следующим программам.

1. Трёхлетняя программа снижения ключевой ставки ЦБ до 4% и ниже.

2. Целевые инвестиционные кредиты госбанков с низкими процентными ставками и проектное финансирование вместо залога, сопровождаемые жестким контролем расходов.

3. Бюджетное финансирование компенсаций банкам затрат на часть ставки.

VI. Совершенствование налоговой и таможенных систем

Необходима коренная реформа системы налогов и государственных сборов.

1. Увеличить долю региональных бюджетов в консолидированном бюджете с передачей регионам части функций.

2. Необходимы не только контроль, но и повышенное налогообложение некоторых видов трансграничного перемещения капитала (в т. ч. и в офшоры).

Это соответствует решениям международной финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (1944 г.) для обеспечения стабильности национальных валют.

3. Прогрессивная шкала налогообложения доходов и имущества- обязательное условие роста рыночной экономики. Она позволяет сбалансировать экономику, поддерживая покупательский спрос и инвестиционный потенциал, смягчая аномальное экономическое неравенство. Об этом свидетельствует опыт всех развитых и развивающихся стран.

Расчеты ученых РАН показывают, что если бы в России последние 20 лет была такая же прогрессивная шкала налогообложения как в среднем в ЕС, то за счет повышения спроса ВВП России стал бы более чем на 30% выше существующего.

В США, Англии, Китае, Израиле, Японии, Швеции и др.максимальная ставка НДФЛот 37% до 57%, а не облагаемый налогом доход равен 1 тыс. долл. в месяц.

Новая шкала НДФЛ, которую следует вводить поэтапно в течение двух-трех лет, должна освободить от подоходного налога, тех, чья зарплата не превышает 20 тыс. руб в месяц, сохранить нынешнюю ставку в 13% с подавляющей массы остального населения. А повышенную ставку(30%) применять только на ту часть дохода, которая превышает сначала 500 тыс. а на следующем этапе 250 тыс. руб в месяц. Среди работающих такими доходами в нынешней России обладают менее 1%, но на них приходится значительная доля (более 30%) доходов домашних хозяйств. Такой же подход должен быть и к налогам на богатое имущество и на богатое наследство.

Такая система позволит добавить в госбюджет около 3 трлн. руб в год.

4. Необходимо снижать ставку НДС до 10%.А потери госбюджета компенсировать с избытком за счет более полного сбора и отмены возмещения НДС экспортерам сырья, сохранив его экспортерам продукции с высокой долей добавленной стоимости на основе представляемых калькуляций. Тогда бюджет РФ получит дополнительно около 1 трлн. руб в год.

При этом 50% НДС следует оставлять регионам.

5. Необходимо снизить ставку социальных взносов с 30% до 20%. А потери пенсионного фонда и фонда социального страхования с избытком компенсировать, отменив предельные ставки для взносов.

6. Необходимо уменьшать налогооблагаемую базу налога на прибыль, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн. руб. в год. При этом соответствующая потеря региональных бюджетов должна быть скомпенсирована из федерального бюджета.

7. Следует отменить все формы налогообложения фермеров, оставив только налог на уровне розничной торговли (НДС или налог с продаж).

Поступления в бюджет, предусмотренные специальными налогами в отрасли «сельское хозяйство, охота и услуги в этих областях», составляют всего 0,1% от суммы всех налогов, что сопоставимо со стоимостью их администрирования.

8. Надо сократить объем налогового отчета по примеру европейских стран.

9. Данные Федеральной таможенной службы об экспорте и импорте России существенно отличаются от данных стран-партнеров соответственно об их импорте из России и их экспорте в Россию в два и более раз.

Потери бюджета из-за недополученных таможенных пошлин, акцизов и НДС при экспорте и импорте исчисляются десятками миллиардов долларов.

Необходимо обязать Федеральную таможенную службу выявлять разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами. При наличии существенных расхождений, принимать соответствующие меры.

10. Выделять квоту на экспорт зерна только при условии выполнения регламента по восстановлению плодородия пашни и соблюдения интересов потребителей на внутреннем рынке.

VII. Повышение эффективности природной ренты

Необходимо оптимизировать эксплуатацию природных ресурсов, на которых в значительной степени держится экономика России, чтобы стимулировать развитие как сырьевых, так и не сырьевых отраслей и регионов. Кроме того, природные ресурсы принадлежат и будущим поколениям и мы не вправе их «грабить».

1. Взять курс на постепенное сокращение добычи природных богатств до уровня потребностей госбюджета, модернизации производств и оплаты импорта народных товаров, а не для пополнения запасов валюты.

Запасы природных ресурсов (нефть, газ, уголь, руда, алмазы, древесина и др.) в масштабах десятилетия более надежный ресурс, чем вырученные в настоящее время за их экспорт валюта и ценные бумаги в зарубежных банках.

2. Взаимоотношения государства и добывающих компаний должны строиться на основании сервисных контрактов, которыми предполагается, что добытые природные ресурсы, в т. ч. нефть и газ, право на добычу которых предоставляется компаниям по конкурсу, должны оставаться собственностью государства. А компании должны получать плату за единицу разведанного и добываемого сырья.

3. Необходимо существенно снизить цены на бензин, мазут, газ, электроэнергию, удобрения на внутреннем рынке, за счет вывода из этих цен паразитических издержек, потерь от неэффективного менеджмента и избыточных налогов. Это повысит конкурентоспособность российской экономики и благосостояние населения. А потерю налогов на внутреннем потреблении следует компенсировать из доходов от экспорта углеводородов, а в дальнейшем от выросшего производства и экспорта несырьевой продукции.

Многие предлагаемые меры по совершенствованию налоговой и таможенной систем, повышению эффективности природной ренты несут риски, и их следует реализовывать поэтапно и с коррекцией в течение нескольких лет и с привлечением к руководству специалистов. Но только это позволит кардинально улучшить предпринимательский и инвестиционный климат России, в два раза снизив налоги на предприятия. Только так повысится платежеспособный спрос, а госбюджет получит дополнительные доходы в размере до 8 трлн. руб в год. А это позволит удвоить расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру и поддержку наименее защищенных групп населения, что помимо решения социальных проблем будет также повышать покупательский спрос.

VIII. Главные направления инвестиций

Необходимо создать систему индикативного (недирективного) планирования в рыночных условиях. Планируемые показатели должны сочетаться с системой льгот, стимулирующих выполнение этих показателей.

Изучив опыт Китая, Правительство должно разработать пятилетний план на 2021 — 2025 гг., включающий инвестиционный план, план развития «экономики знаний», переход к новым технологиям, социально-экономический роста и повышение уровня жизни. Особое внимание должно быть уделено государственным вложениям в развитие Сибири, Дальнего Востока и Арктики, созданию там материальных и моральных условий для закрепления кадров.

Используя государственно-частное партнерство, в течение 5 лет необходимо увеличить инвестиции в основной капитал с 17% ВВП до 25% и более. Цель-технологическое перевооружение за 15 лет. Только это позволит через 5 лет довести экономический рост до 5% в год и выше.

Без мобилизации ресурсов на инвестиции экономический рост невозможен.

Для инвестиций признать приоритетными следующие направления.

1. Машиностроение, гражданское авиастроение, газовые турбины для энергетики, конструкционные материалы, технологии их обработки и т. д.

2. Атомная энергетика, парогазовые электростанции, проработки возобновляемой (солнечная, ветровая, геотермальная)и аккумулирования электроэнергии.

3. Электроника, связь, приборостроение, робототехника.

4. Транспортная инфраструктура (многополосные автострады, скоростные железные дороги, аэропорты и логистические центры).Кратчайший железнодорожный транзит в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через Монголию.

5. Нефте-, газо- и углехимия, катализаторы, полимеры, металлполимеры, керамика, нанокристаллические материалы, электрохимическая энергетика.

6. Биотехнологии, фармакологические вещества.

7. Производство мяса и молока, элеваторы, глубокая переработка зерна и кормопроизводство, сельхозтехника, семеноводство, племенное животноводство, генетика в селекционных технологиях, восстановление плодородия почв. Инфраструктура сельских территорий.

8. Разработка истощенных и трудноизвлекаемых (сланцевых) месторождений нефти и газа, глубокое бурение в море и Арктике.

9. Геологическая разведка. Поиск новых месторождений. Исследование мирового океана для экономической деятельности, разработки пищевых и минеральных ресурсов.

10. Природопользование с возобновляемыми ресурсами, снижение ущерба от природных и техногенных катастроф, адаптация к климатическим изменениям, рециклинг в переработке отходов и мусора. Предотвращение загрязнения окружающей среды, в т. ч. источников пресной воды.

11. Увеличение ввода жилья в 1,5 раза за 5 лет и в 2 раза за 10 лет, достигнув нормы 30 кв. м на человека.

Все это требует форсированный рост инвестиций в «экономику знаний» и развитие человека, доведя их до уровня развитых стран, что стало необходимым условием развития страны.

В НИОКР с 1,2% ВВП до 2,5% к 2025 г. и 3,5% к 2030 г.

В ИКТ с 3,5% ВВП до 9% к 2025 г. и 13% к 2030 г.

В образование с 4% ВВП до 7% к 2025 г. и 10% к 2030 г.

В здравоохранение с 3,2% ВВПдо 5% в 2025 г. и 7% к 2030 г.

Необходимо предотвратить ослабление науки, Российской академии наук и ее институтов. Необходимо вернуть РАН, РАМН и РАСХН функции учредителей академических институтов при формировании их тематики, оценки их деятельности и назначения их руководителей, оставив за Министерством науки и высшего образования РФ управление собственностью и контроль финансирования государственных заданий.

IХ. Заключение

Для достижения целей, сформулированных в Указах Президента В. В. Путина (2018, 2020 гг.), необходимо обновление социально-экономической стратегии и кадровой политики. Чтобы предлагаемые экономические меры не привели к инфляционному взрыву и разворовыванию огромных ресурсов, необходимо, во-первых, их реализовывать не «ударно», а поэтапно, корректируя каждый этап. А во-вторых, необходимо привлекать в государственные, банковские и производственные структуры ответственных специалистов с опытом конкретного созидания, имеющих высокую квалификацию, авторитет и сознающих ценности патриотизма и социальной справедливости. Именно они должны возглавить работу ключевых институтов, определяющих деловой климат в стране. И это стало решающим фактором выхода из экономического кризиса.

Источник и ссылки
на использованные материалы: 
Яндекс Дзен
Источник фото: Яндекс Дзен