С чем встречаем юбилей МСУ? - Партия Дела
Присоединиться

Ровно четверть века назад в Саратове, как и во многих других городах России, начал работать закон о местном самоуправлении. Что показали истекшие 25 лет, чего добилось МСУ, до последнего момента формально отделенное от структуры государственной исполнительной власти?

Мне, как депутату, который несколько созывов работал в Саратовской городской Думе (2000—2021 гг.), имеет смысл поделиться своими оценками и выводами о развитии МСУ и в нашем городе, да и по всей стране — ведь достижения и провалы у большинства городов и районов РФ похожи, они имеют одни корни. И эти корни — в несовершенстве законодательства и практике применения законов об МСУ.

Итак, в нашем регионе, согласно Конституции, действует система местного самоуправления. Это примерно 4, 3 тысячи депутатов всех уровней, более 8000 работников органов местного самоуправления. Это, так сказать, «низовое звено» власти, те чиновники, от работы которых во многом зависит мнение, представление людей о действиях всей системы. Существует и меняется (не к лучшему, на мой взгляд) довольно серьезная нормативно-правовая база деятельности муниципалитетов.

Однако, как я считаю, главный вопрос на сегодня звучит так: а представляет ли сегодняшний депутатский корпус шестого созыва Саратовской городской Думы на самом деле интересы большинства горожан? Или этот корпус обслуживает только интересы узкого слоя бизнеса и вышестоящих региональных чиновников?

Здесь я бы не дал, конечно, однозначного ответа, поскольку многое наблюдал за свои 4 созыва в гордуме. Я видел в качестве депутатов самых разных людей с мандатами — людей разного ума и таланта, разных профессий и политических взглядов, людей, обладающих высоким профессионализмом и дилетантов. Могут ли быть такие разные депутаты объединены заботой о родном городе и благополучии его жителей? Теоретически могут и должны, но на практике такое получается далеко не всегда.

Конечно, новая-старая городская администрация преподнесла 25-летний юбилей как повод напыжиться от гордости. «Отличительными чертами представительного органа всегда были и остаются профессионализм, инициативность и ответственность перед жителями»,-отметил мэр Саратова Михаил Исаев.
Почему-то он считает городскую Думу — «открытой площадкой, где обсуждаются острые вопросы, касающиеся комфортных условий жизни наших горожан». А вот я, десятилетиями проработавший на этой «открытой площадке», куда иного человека и не допустят, почему-то в последние годы не заметил ни остроты вопросов, ни влиятельности, ни эффективности работы этого органа муниципальной власти. Часто мне одному среди десятков молчаливых коллег приходилось задавать и поднимать эти самые острые вопросы чиновникам администрации. И, увы, не получать грамотного, взвешенного и внятного ответа. Меня, как неудобного депутата, всеми средствами пытались выжить из состава гордумы, что у них в итоге, как говорится и «срослось».

И что же я могу сказать, подводя нынче итог? Как говорят мои умные избиратели, нашей номенклатурной братии никакое местное самоуправление не нужно. Саратовская исполнительная власть в городе сегодня носит все признаки местечковости, чье главное предназначение — создание условий для своей безответственности. И это, пожалуй, одно, что у городских чиновников безоговорочно и успешно получается! Вот только в уходящем году несколько бывших крупных деятелей мэрии были взяты под белы рученьки правоохранительные органы за махинации с землей и недвижимостью (любимое, замечу, занятие всех составов саратовской мэрии!). А потом — тишина, без последствий.

И вот зададимся вопросом: нужна ли была такой вот «муниципальной братве» при создании современного МСУ ещё в 90-е годы настоящая самостоятельность местного самоуправления? Нужно ли было честное межевание земель под многоквартирные дома? Нужны ли были кондоминиумы, то есть, грамотная паспортизация жилых строений с коммуникациями, землёй и иным хозяйством? Нет, конечно, это бы резко снизило возможности для воровства и коррупции.

Зато при мэрах Аксененко и Грищенко расцвели ТСЖ, управляющие компании. Они сразу же отличились массой злоупотреблений, особенно с платежами граждан. Всё это уничтожило саму логику городского самоуправления и чуть ли не узаконило коррупцию в городе.

Пожалуй, я не стану преувеличивать, если отмечу: с 1996 года в Саратове система городского управления получила значительный перевес и перекос в сторону исполнительной власти. А представительные органы МСУ, несмотря на все благие законодательные меры, довели до уровня соглашательского органа, который на выборах составляли, в основном из «кивал» — людей, за определенные преференции в их личном бизнесе согласных на любую аферу или глупость от мэрии. И сопротивление небольшой группы депутатов, к которой и я имел честь принадлежать, было сломлено подавляющим большинством.

Городской Думой на практике за эти 25 лет почти был утерян настоящий контроль за проектированием и исполнением бюджета г. Саратова. Деньги распределяют в других кабинетах, а депутатам предлагается только «нажимать копки». В итоге, бюджет города с каждым годом нищает, город самостоятельно не зарабатывает и десятка миллиардов рублей в год, а живет, в основном на подачки.

Ответственного избирателя у нас вывели, как класс, жители почти не ходят на муниципальные выборы. Они ведь понимают, что настоящего общественного самоуправления и гражданского общества в Саратове им построить не дают. Чиновникам выгодны только их корыстные бюрократические междусобойчики, чтобы всякие активные граждане к ним не лезли с вопросами и им не мешали дербанить земли, недвижимость и бюджеты.

К сожалению, это, на мой взгляд, и можно назвать одним из грустных итогов нынешнего четверть векового юбилея саратовского МСУ.
Не профессионализм, не эффективность в работе, а принцип личного доверия стал определяющим при подборе кадров в местную власть, и это началось еще при мэре Аксененко, окончательно расцвело при мэре Грищенко, и цветет пахучим болотом при нынешнем мэре.

Чиновники, вольно или невольно, истребляют в городе всякую здоровую конкуренцию в предпринимательстве. Они обеспечивают отторжение жителей от участия в решении многочисленных проблем города. Людей ставят перед фактом: завтра Саратов будет удвоен по площади, но без удвоения бюджета. Завтра здесь будет новый променад, а вот здесь фонтаны с арками, а здесь все снесут, и бог знает, что построят. Все «общественные обсуждения» инициатив от власти проходят формально, а то и вовсе фальсифицируются.
Как старожил саратовской политики, я хорошо помню события конца 90-х — начала «нулевых», когда начались в регионе и областном центре войны всех против всех, это описано в моей недавно вышедшей книге «Неудобный депутат». Первого саратовского мэра Юрия Аксененко губернатор Аяцков называл «трёхрублёвым жуликом», мэрия, в свою очередь, заказывала «обличающие» статьи против областного руководства. Это всё, в разных формах и с иными персонажами городской трагикомедии, продолжалось чуть ли не до середины «нулевых», когда исполнительная власть, все же, нашла в себе силы консолидироваться на главном принципе: рука руку моет. И на принципе низведения городской Думы г. Саратова до ситуации, кратко описываемой словами прислуги: «чего изволите»!

А чему удивляться по кадровому составу гордумы, если даже территориальные избирательные комиссии располагаются в зданиях районных администраций, где, конечно же, на членов избиркомов не оказывается никакого давления при подсчете голосов!

На вопросы и претензии горожан, у местного чиновничества выработан стандартный ответ — «можете жаловаться!» Но на жалобы следуют отписки.

Итогом отрицательного в целом «развития МСУ» за истекшие годы стала деградация саратовского бизнеса, закрытие тысяч мелких, средних и крупных предприятий в городе, резкое сокращение налогооблагаемой базы. Итогом стала во многом оторванная от подлинных нужд горожан бюджетная сфера. Итогом стал, как говорят и пишут градозащитники, строительный беспредел, уничтожение памятников истории и культуры. Итогом стала окончательно сгнившая коммуналка, бесхозяйственность захвативших водопроводные и прочие сети в городе концессионеры и сотни аварий и прорывов труб в неделю.

Дадут ли в будущем жителям города Саратова стать полноценными участниками конституционного местного самоуправления, стать достойными гражданами? 6 октября 2003 года Президентом России Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сегодня законодательство в плане полномочий МСУ снова меняется, с учетом недавних поправок в Конституцию РФ.

Останется ли при этих новшествах сам смысл местного самоуправления? Пробудится ли самостоятельность и ответственность жителей за решение вопросов местного значения? Или новая открывающаяся возможность для глав регионов «снимать» избранных мэров — окончательно ставит крест на сути и понятии российского МСУ?

Ответы на эти и иные вопросы нашей с вами жизни, как говорится, даст и покажет время.

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»