Бензин в России должен стоить 15 рублей за литр
О повышении эффективности изъятия природной ренты
Россия — самая богатая страна в мире! В России проживает 2% населения Земли, и на Россию приходится 40% мировых природных богатств (
В эффективности использования нами природных богатств возникают сомнения. Рассмотрим эту проблему на примере нефти и газа в 2018 году.
В разные годы доля нефтегазовых доходов в Федеральном бюджете, по данным Минфина, варьировалась от 36 до 51%, а по итогам 2018 года составила 46%, а именно — 9.018,0 млрд. руб., в том числе НДПИ на углеводороды — 6.010 млрд. руб. и таможенные пошлины — 3.008,0 млрд. руб.
Прикинем, много ли это или мало.
Определим разницу между стоимостью добытых и проданных нефти и газа и себестоимостью их добычи. Более подробный расчет см. в книге
В 2018 году добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 555,8 млн. тонн, в том числе на переработку поступило 295,6 млн тонн, на экспорт — 260,2 млн. тонн.
Среднегодовая мировая цена российской нефти Urals в 2018 году была равна 70 долл. за 1 баррель или 508 долл. за тонну. Таким образом, стоимость нефти, поставленной на экспорт в 2018 г. составила 132,3 млрд. долл.
Добыча газа в 2018 г. составила 733 млрд. куб. м. Из них на экспорт пошло 245 млрд. куб. м на сумму 57,6 млрд. долл.
Итого за поставленную на экспорт нефть и газ Россия получила 189,9 млрд долл., что при среднегодовом курсе 62,94 руб. за 1 доллар, составляет 11.952,3 млрд. руб.
Как сказано выше, 295,6 млн тонн. нефти пошло на переработку,
Таким образом, общая стоимость нефти и газа, поставленных на экспорт и проданных в России, составила 22.290,8 млрд. руб.
Средняя себестоимость добычи 1000 куб м газа составляет 20 долларов.
Себестоимость добычи нефти «Лукойлом» и «Роснефтью» составляет около $4 за баррель. Есть и другие данные. Примем среднюю себестоимость добычи нефти в России, равной 15 долларов за 1 баррель.
Таким образом, все расходы по добыче нефти и газа в России в 2018 году составили 4.752,5 млрд. руб.
Если бы нефть и газ принадлежали государству, то после покрытия всех расходов по добыче в его распоряжении осталось бы 17.303,6 млрд руб. Между тем, как сказано выше, нефтегазовые доходы бюджета РФ составили 9.018,0 млрд руб.
Таким образом, доходы Федерального
Это, не считая дополнительные доходы от экспорта продуктов нефтепереработки, удельные значения которых, как правило, существенно больше.
Этих проблем не было бы, если бы нефть и газ принадлежали государству, и оно само занималось бы их экспортом.
Для того, чтобы превратить эти огромные для России деньги (ежегодные 8,5 трлн. руб. плюс те, что идут «мимо кассы» на таможне при экспорте) в дополнительные доходы бюджета руководству страны достаточно всего лишь проявить волю и изменить порядок взаимодействия российского государства с добывающими компаниями.
Мы предлагаем использовать в России так называемые «Сервисные контракты», по условиям которых подрядчик выполняет геологоразведочные работы и работы по добыче полезных ископаемых от имени государства за фиксированное вознаграждение. При сервисном соглашении компания не получает никакой собственности в проекте. Все компоненты, включая произведенные нефть и газ, принадлежат государству. Компания получает только платежи за оказанные услуги по разведке и добыче в размере оговоренного тарифа на единицу продукции. Например, компания Saudi Aramco оказывала услуги для национальной компании Саудовской Аравии Petromin. Saudi Aramco как подрядчик нефтегазовых услуг получала 6 центов — с каждого разведанного барреля и 15 центов — с каждого добытого барреля.
На таких условиях работают большинство стран ОПЕК и некоторые другие страны, в частности, на такие условия переходит Казахстан.
Эта система привлекательна и для нефтедобывающих компаний. За право работы на таких условиях российские компании ведут борьбу за рубежом. Например, в 2009 г. при проведении тендера в Ираке победила заявка «Лукойла» и Statoil (Норвегия), так как консорциум предложил самые выгодные Ираку условия: государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 долл. за каждый добытый баррель, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки. В таких тендерах принимают участие компании всего мира. Нефтяные компании не могут заработать на повышении мировых цен на нефть, но зато заинтересованы в повышении производительности труда и снижении издержек при добыче.
Поскольку собственником добытого сырья становится государство, то оно получает максимальный возможный доход от эксплуатации природных ресурсов, который включает наряду с обычными налогами и полный объем природной ренты.
Вводить предлагаемый порядок недропользования можно постепенно. Например, сначала проверить его эффективность на новых месторождениях.
И не нужны никакие НДПИ, СРП, НДД, нефтетрейдеры, офшоры и пр.
В результате реализации предлагаемого порядка можно будет вдвое снизить тарифы на энергоресурсы (бензин, дизтопливо, электроэнергию, тепло
А цены на бензин внутри страны правительство России могло бы регулировать, исходя из задач развития нашей страны. И 15 руб. за 1 л бензина
Снижение цен на нефтепродукты (бензин, солярка, мазут) будут способствовать развитию села; потянут за собой снижение цен на электроэнергию, тепло и услуги ЖКХ.
Кстати, в Манифесте Партии «Единая Россия» от 2002 года сказано, что «в 2004 г. каждый житель России будет платить за тепло и электроэнергию в два раза меньше, чем сейчас, и что в 2005 г. каждый гражданин России будет получать свою долю от использования природных богатств России».
Эти обещания могли бы стать реальностью, если бы добыча нефти и газа в России производилась по сервисным контрактам,
Для реализации указанных рекомендаций менять законы не обязательно — достаточно Распоряжения Правительства и политической воли Президента России.
Все виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых, регулируются законом №
Вот и всё. Огромным ежегодным нефтяным и газовым потерям навсегда будет положен конец! А бюджет получит существенные дополнительные средства на развитие экономики и на социальные нужды.
Источник: сетевое издание «Эхо Москвы»
Источник фото: портал Trust.ua