Казахстан на перепутье - Партия Дела
Присоединиться

Протесты, вначале выглядевшие как неорганизованные стихийные действия, неожиданно приняли общеказахстанский масштаб, стали носить признаки согласованности по времени, характеру и месту (городам). Президент РК Токаев тут же отправил правительство в полном составе в отставку, тем самым возложив на него ответственность за протестные настроения в обществе. В двух регионах Казахстана было объявлено чрезвычайное положение. Но ситуация не успокоилась. Более того, протестующие, отодвинув в сторону цены на газ и другие чисто бытовые проблемы, стали выдвигать политические требования, включая отставку президента. Появились лозунги и против Назарбаева, его клана — старшего жуза. Президент РК ввел режим «ЧП» на всей территории Казахстана. Признаюсь, что одной из первых у меня возникла мысль, что за протестами стоят сторонники и окружение самого Токаева, который пытается освободиться от опеки Нурсултана Назарбаева, его семьи, его клана. Естественно, двоевластие никому в Казахстане, как и в любой другой стране, не нравится и, как правило, пользы никому не приносит, народу — в первую очередь. Поэтому одним из первых решений Токаева было освобождение Назарбаева от должности руководителя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а по сути от поста Верховного главнокомандующего всеми силовыми структурами, включая вооруженные силы. Это похоже на элементы госпереворота, поскольку в полномочиях нынешнего президента такого права нет. Хотя согласно действующей конституции РК Президент является главой государства? его высшим должностным лицом, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, обеспечивает согласованное функционирование всех органов власти. Президент также является верховным главнокомандующим вооружёнными силами страны.

Он избирается сроком на 5 лет всеобщим и тайным голосованием.

Полномочия президента:

— является верховным главнокомандующим;
— указы и распоряжения президента имеют силу закона;
— имеет право распустить парламент;
— назначает референдумы и выборы в парламент и созывает его сессии, подписывает принятые парламентом законы и может возвратить их для повторного обсуждения;
— с согласия парламента назначает премьер-министра и по представлению премьера членов правительства;
— с согласия парламента назначает председателя Национального банка, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности;


То есть, у президента РК почти аналогичные полномочия, как и у президента РФ: правит страной, но ни за что не отвечает. Назарбаев много сделал для нового Казахстана после развала СССР, в котором он отказался участвовать. По сути дела, он являлся самым опытным из руководителей новых независимых государств, сумел организовать строительство всех систем сложного государственного механизма управления, выстроил новую столицу, дал импульс развитию рыночной экономики, сохранив большинство советских предприятий. Он же был инициатором интеграции постсоветского пространства, автором проекта Евразийского союза, постоянно стремился углублять всесторонние отношения с Россией. Но в последние годы своего президентства, уверовал в свою непогрешимость и допустил семейно-родовую коррупционную модель, когда его родственники и ближайшее окружение получили (захватили) в свое распоряжение целые высокодоходные отрасли экономики и сферы влияния, что естественно подрывало его авторитет. Да и увековечение памяти живого руководителя, после его ухода с поста президента, не выглядело разумным: объявление отцом нации, переименование столицы, пожизненное руководство силовым блоком государства, многочисленные памятники и прочие излишества, плюс роскошь и зарубежная недвижимость — сыграли с Назарбаевым злую шутку -нищающий народ быстро разлюбил своего елбасы.

Особенно не воспринимали последние годы правления Назарбаева представители малого жуза (родо — племенное образование), которые считали себя обделенными, особенно в нефтегазовой сфере и в системе власти. С ними во многом солидаризировалась элита жуза среднего. Естественно, по Казахстану сильно работали спецслужбы западных стран и Турции. Их главной задачей являлись полный отрыв от России и недопущение полного контроля со стороны Китая, в том числе через структуры Евразэс, ШОС, ОДКБ. Вовлечение России в казахстанский конфликт и доведение ситуации до кровопролития с обязательным участием российских военнослужащих — одна из главных задач западных и турецких спецслужб. Чтобы получилось, как с Украиной: отрыв от России надолго или навсегда. Не секрет, что в Казахстане были внедрены и действуют по принципу подполья различные исламистские группировки боевиков типа ИГИЛ.

Обращение президента Токаева к ОДКБ с просьбой ввести войска было неожиданным и, однозначно кем-то подсказано. Скорее всего с российской стороны. Потому, как первые требования протестующих носили чисто социальный характер, что можно было не только частично удовлетворить, но и организовать переговорный процесс с представителями стихийно (на первых порах) протестующей стороны, создать штаб по нормализации обстановки в стране, привлечь общественность, известных в стране людей. И в центр внимания поставить вопросы реформирования системы власти, борьбу с коррупцией, проблемы социальной жизни, молодежную проблематику. Да, у оппозиции нет явных лидеров, что только подчеркивает стихийность выступлений. Но после некоторой растерянности властей, начался силовой вариант решения проблемы. Затем было объявлено о террористической угрозе извне (первой об этом сказали российские «эксперты» на официальных каналах), иначе зачем обращаться к ОДКБ. Решение о задействовании ОДКБ было принято практически мгновенно, без консультаций и даже без созыва совещания секретарей советов безопасности стран — участников ОДКБ. Причем в нарушение положений Договора о коллективной безопасности, который не предусматривает вмешательства во внутренние дела государств — участников.

Справочно выдержки из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.:

(Автор, являясь секретарем Совета министров обороны стран — участников СНГ работал над проектом ДКБ и представлял его руководителям государств СНГ в Ташкенте 15 мая 1992 г. Предварительно проект звучал как договор о коллективной обороне).

Государства — участники настоящего Договора, именуемые в дальнейшем «государства-участники», руководствуясь декларациями о суверенитете Независимых Государств, учитывая создание государствами-участниками собственных Вооруженных Сил, принимая согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности, признавая необходимость строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений, Вооруженных Сил и укрепления мер доверия,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Государства-участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Они обязуются разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами.

Государства-участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника.

В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор.

Статья 2

Государства-участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции.

В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств — участников либо угрозы международному миру и безопасности государства — участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам — участникам в целях устранения возникшей угрозы.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 декабря 2012 года Международным протоколом от 10 декабря 2010 года).

Статья 3

Государства — участники образуют Совет коллективной безопасности (далее — Совет), состоящий из глав государств — участников либо глав правительств государств — участников, если в соответствии с законодательством своего государства они наделены полномочиями принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Статья 4

Если одно из государств — участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами — участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства — участники настоящего Договора.

В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств — участников все остальные государства — участники по просьбе этого государства — участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООНю

О мерах, принятых на основании настоящей статьи, государства — участники незамедлительно известят Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер государства — участники будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 декабря 2012 года Международным протоколом от 10 декабря 2010 года).

Статья 5

Координацию и обеспечение совместной деятельности государств-участников в соответствии с настоящим Договором берет на себя Совет коллективной безопасности государств-участников и создаваемые им органы.

Статья 6

Решение об использовании сил и средств системы коллективной безопасности в соответствии со статьями 2 и 4 настоящего Договора принимается главами государств — участников либо главами правительств государств — участников, если в соответствии с законодательством своего государства они наделены соответствующими полномочиями.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 января 2021 года Международным протоколом от 8 ноября 2018 года. Использование сил и средств системы коллективной безопасности за пределами территории государств — участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности в соответствии с Уставом ООН и законодательством государств — участников настоящего Договора.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 декабря 2012 года Международным протоколом от 10 декабря 2010 года)

Прошу обратить внимание читателей на отсылку ст. 4 Договора к ст. 51 Устава ООН, которая говорит о праве государств — членов ООН на индивидуальную и коллективную самооборону, в случае отражения внешней агрессии.

В июне 2010 г. в Кыргызстане (Ошская область) произошли массовые беспорядки между киргизами и узбеками, появились многочисленные жертвы. Временное правительство республики обратилось к ОДКБ с просьбой ввести войска для наведения порядка и избежания дальнейших жертв. Президент России Дмитрий Медведев, выступая перед журналистами на встрече глав государств ШОС в Ташкенте (июнь 2010 г.), сказал, что критерием для задействования сил ОДКБ является нарушением одним государством границ другого государства, которое входит в эту организацию. В связи с беспорядками в Киргизии он сказал: «Пока об этом речь не идёт, потому что все проблемы Киргизии коренятся внутри. Коренятся в слабости прежней власти, в их нежелании заниматься нуждами народа. Я рассчитываю на то, что все проблемы, которые сегодня существуют, будут разрешены властями Киргизии».

То есть Кыргызстану было отказано. Что же изменилось сегодня? Похоже, сегодня ни одна властная вертикаль на постсоветском пространстве не чувствует себя в безопасности от ограбленного и обманутого народа и боится народного возмездия. И Россия здесь, скорее всего, лидер в плане жесткого противостояния народному протесту.

Конечно, российские войсковые соединения, совместно с казахстанскими силовиками задавят протест, и возможно в данной ситуации это будет не худшее решение. Но это будет тактический успех, укрепление власти для Токаева, «мягкий» увод от власти Назарбаева, спасение их сверхбогатств и возможно, жизней. В стратегической перспективе для России это будет проигрыш: казахский народ не забудет жандармские функции русских десантников, да и сами десантники будут повязаны кровью с властным режимом. Послали именно десантников, а не росгвардейцев. Последние «обкатываются» на собственных гражданах, а десантников планируют обкатать на казахах. А Токаев и власти Казахстана в любой момент возможные жертвы среди мирного населения спишут на россиян, а не на пару сотен киргизов, белорусов, армян и таджиков, которые направлены для имитации коллективных действий стран ОДКБ.

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»

Источник фото: tehnowar.ru