Всеволод Ию: «90% собираемых на территории налогов нужно оставлять субъекту и его муниципальным образованиям» - Партия Дела
Присоединиться

Вице-премьер Дмитрий Козак на сочинском форуме заявил, что более 95% расходов регионов сегодня контролируются федеральным центром. Как Вы считаете, насколько эффективно может Центр руководить распределением доходов в регионах?

– Ответом на этот вопрос является удручающая статистика. Сегодня в России 319 бесперспективных моногородов, в которых давно обанкротились предприятия, безработица превышает все допустимые нормы, а люди обречены на нищенское существование.

Есть примеры?


– Яркий пример – наш Спасск, бывший центр строительной индустрии Дальнего Востока, продукция которого поставлялась не только на внутренний, но и на внешний рынок. Уцелел только Новоспасский цементный завод. Лучшее по технической оснащённости предприятие Приморья – Спасский механический завод, специализированный на выпуске металлоконструкций, – уже банкрот. Если в Свободном порту «Владивосток» тонут такие флагманы индустрии, значит, в экономической политике страны что-то неладно. То же самое происходит и в сельском хозяйстве.

Но ведь Приморье всегда было житницей Дальнего Востока и страны в целом…Что изменилось?  

– Приморье с его благодатным климатом могло бы стать второй после Краснодарского края житницей риса, востребованного в странах Азиатско-тихоокеанского региона. Здесь есть плодородные земли, крупный резервуар воды – озеро Ханка. Имеется и большой научный потенциал: например, опытная станция риса, недавно отметившая 90-летие. Однако эффективно используется менее половины сельскохозяйственных земель, исчезло и крупнейшее рисоводческое хозяйство – совхоз-миллионер «Новосельский». Сёла приходят в упадок. Разрушены Дома культуры, «оптимизировано» здравоохранение: сельские больницы подменены фельдшерско-акушерскими пунктами, которые могут оказать минимум первичной помощи. «Упразднены» малокомплектные детские сады и школы. В результате глубинку покидают молодые семьи. Причина – катастрофическая нехватка денег на местах. Например, бюджет нашего Чкаловского поселения составляет сегодня 10 миллионов рублей. Что я, глава, могу на них сделать? Практически ничего. Я содержу отдел культуры, в котором сотрудники администрации работают на половину или даже четверть ставки. Я бы с удовольствием им платил полновесную зарплату, проводил массовые мероприятия, строил спортзалы, но на это нет денег!

Неужели правительство никак не помогает селам? А куда смотрит региональная власть?

– Правительство предлагает нам, на первый взгляд, множество альтернатив, которые должны вывести экономику страны из затянувшегося многолетнего кризиса. Но так кажется только на первый взгляд. Взять тот же Спасск. Предыдущий его мэр летал в Москву на совещание Ассоциации моногородов России, нынешний тоже там уже побывал. Результат дорогостоящих вояжей нулевой. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский уже три года пытается увлечь нас перспективами, обещая создать в Спасске то кластер предприятий стройиндустрии, то технопарк. Результат нулевой. Сколько ни кричи «Халва!», во рту слаще не станет. Когда-то процветающие город и район теперь имеют нищенские бюджеты, более чем на 60% дотируемые краем. Муниципальная собственность в частных руках: даже последнюю аптеку скоро выставят на продажу. Если в структуре налогов главным стал налог на доходы физических лиц – это катастрофа.

А как же правительственные субсидии?


– Нам говорят: «Деньги вы можете получить, если попадёте в целевую федеральную или региональную программу». Но и тут есть подвох: программа требует софинансирования – 10-30%.  Где взять эти деньги нищему сельскому поселению, бюджет которого расписан до копейки? Собирать с сотрудников? Или, чтобы вступить в программу, я должен разогнать всю администрацию? Тогда кто будет готовить документы по программе, вести строительство зала или клуба? Есть чёткий пример по дорогам.

Поэтому их постоянно ремонтируют зимой?

– В Интернете гуляют обличительные ролики: идёт снег, а люди укладывают асфальт. Действительно, дороги ремонтируют, как правило, в ноябре-декабре, потому что сначала мы входим в программу, а затем из федерального бюджета получаем деньги. Пока эти средства идут через банки (а банки деньги задерживают, чтобы заработать на них проценты), пока они доходят до региона, а оттуда, например, до муниципального образования, – уже ноябрь. А эти деньги ты должен освоить до Нового года, иначе, в соответствии с Бюджетным кодексом, их придётся вернуть. На следующий год, если я приду к руководителю учреждения, который распределяет эти средства, и попрошу ещё, то он не даст, и аргументы у него железные: я же действительно не освоил выделенные деньги. И не будет никто слушать про объективные причины, про то, что специалисты его учреждения готовили документы слишком долго, а в результате я оказался в заведомо проигрышной ситуации.

И какой выход из ситуации Вы предлагаете?

– Деньги расходовались бы эффективнее, если бы ими распоряжались на местах. А для этого надо перераспределить доходную налоговую базу в пользу муниципальных образований и субъектов Федерации. Если кто-то боится, что их разворуют, то, думаю, такие опасения излишни: финансовые потоки проще проконтролировать на местах, чем по всей «цепочке»: Москва – регион – город/район – сельское поселение. Люди ведь всё видят, и правоохранительные органы, если их не держать на коротком поводке, нарушения выявят.

На Ваш взгляд, нуждается ли система местного самоуправления в реформировании?


– Нас, местное самоуправление, довели до абсурда. И люди это увидели. Они приходят ко мне и говорят, какую проблему нужно решить, а я им: «Извините, у меня на это нет полномочий и денег». Люди думают: зачем тогда я здесь сижу? В конечном итоге, в Москве тоже считают: «Мы наплодили глав, они там только сидят и штаны просиживают, давайте сократим их». Ну, сократят они администрации, а завтра решение вопросов Зеленодольского села станет безразлично главе городского округа Спасск-Дальний. Он будет решать свои проблемы: у него тоже есть клубы, дороги, парки. Для чего ему сёла? Моё мнение: нас подводят к тому, чтобы сделать 10-15 городов-миллионников по стране, а сёла уничтожить. Если так, то где мы будем получать мясо, хлеб, помидоры? На крышах многоэтажек сажать?

Как в таком случае можно усилить местное самоуправление?

– В 2003 году приняли Федеральный закон № 131. Законодатели пытались реализовать хорошую идею – максимально приблизить власть к населению. Однако, впоследствии полномочия у местной власти стали забирать, а 131-й закон кромсать. У нас в администрации сельского поселения было 33 полномочия, осталось 12: кладбище – не наша забота, дорогами мы не занимаемся, жильём тоже. То есть основные направления, которые востребованы на селе, у нас забрали, тем самым отдалив власть от населения. Знаю потрясающий факт. Жители села Новосельское написали в Москву о том, что речка Спассовка в течение трёх лет затапливает местное кладбище. И получили ответ, что действует программа по спрямлению русел рек Спассовки и Кулешовки для защиты… города Спасска. О Новосельском – ни слова. Даже не смешно… Довели закон № 131 до абсурда: мы только выдаём гражданам справки и поддерживаем культуру. Нужно вернуть 131-й закон в то состояние, в котором он задумывался, и ещё добавить финансирование.

Каким образом, по Вашему мнению, следует изменить налоговую систему, чтобы повысить бюджетную обеспеченность и финансовую независимость российских регионов?  


– 90% собираемых на территории налогов нужно оставлять субъекту и его муниципальным образованиям. Тогда будет эффективная работа. Федеральное правительство пусть живет за счет продажи нефти и газа, а не отдельные личности жиреют на народном достоянии. Народ все равно сегодня ничего не имеет от продажи природных ресурсов.

30 марта на Московском экономическом форуме Вы организуете круглый стол, посвященный преодолению кризиса в российских регионах. Чего Вы ожидаете от него, какие проблемы планируете обсудить с участниками форума?

– Мы будем обсуждать способы преодоления кризиса в регионах и возможности для развития территорий. Ключевой вопрос, на который мы попытаемся найти ответ: что нужно менять в политической и экономической сферах, чтобы глубинка ожила? Я надеюсь на конструктивное обсуждение проблем территорий и выработки конкретных предложений вместе с ведущими экспертами из разных регионов страны.

Источник: РИА «Регионы Online»

Следующая новость
Коллектив садоводов из Долгопрудного просит Президента помочь с оформлением возделываемых ими в течение 60 лет земель в собственность