Что будет делать «ПАРТИЯ ДЕЛА»? - Партия Дела
Присоединиться

Прочитал книжку из серии «Жизнь замечательных людей» про Константина Победоносцева.
Книжка вызвала у меня поток сознания.

Константин Петрович был учёным-философом и правоведом, можно сказать, главным правительственным идеологом России на рубеже столетий.
Воспитатель двух царей, Александра III и Николая II, пользовавшийся у них затем серьёзным авторитетом. Обер-прокурор Святейшего Синода на протяжении четверти века, в 1880 — 1905 годах.

Разумеется, честно стоял на страже Империи.
Её устройство видел примерно так:
— никакого парламента. Политикой и управлением занимается просвещённое правительство, которое полностью подконтрольно Царю;
— народ живёт в «простоте». Образование народу нужно, но не слишком высокое, чтобы не отрывался от почвы, от своих практических дел. Массово открываются церковно-приходские школы начального уровня;
— дворянам политикой заниматься не нужно, они тоже «подлежат обузданию»;
 
— в искусстве и архитектуре, в литературе работает цензура. Поддерживается неорусский, неовизантийский стиль. В частности, Константин Петрович восхищается росписями Владимирского собора в Киеве, которые сделали Васнецов и Нестеров.
Всё это обосновывается многочисленными статьями и выступлениями Победоносцева на хорошем уровне владения историей, литературой, юриспруденцией.

Модель, может и красивая, и в теории привлекательная, но в итоге оказалась оторванной от живой реальности.
В это время в России шло бурное экономическое развитие, происходила технологическая революция. Пар заменял лошадей, Менделеев написал свой Толковый тариф, помещица Раневская готовилась рубить вишнёвый сад.
Какие только модели не предлагались и не обсуждались в российском обществе. Был Толстой со своими исканиями. Были староверы, различные сектанты, анархисты. Были кадеты, октябристы, черносотенцы. Эсеры, большевики и меньшевики. Кого только не было.

У людей, у разных частей общества есть свои интересы, которые требуют если не реализации, то хотя бы выражения и учёта. Победоносцев полагал, что всё должно делаться по команде сверху. То, что в общественной жизни происходит без команды, подлежит подавлению. Этим подавлением обер-прокурор, облечённый широкой властью, успешно занимался.
Блок потом напишет: «Победоносцев над Россией простёр совиные крыла».

Четверть века Константин Петрович пытался законсервировать общество, потом случились революция 1905 года, Октябрьский манифест, учреждение парламента. Победоносцев подал в отставку.

Всё это сейчас читать интересно и познавательно. Мы не можем, полагаю, сейчас давать положительные или отрицательные оценки людям, жившим тогда, в прошлом и позапрошлом веке. У наших предков был иной исторический опыт, иная ситуация.
Мы можем лишь стараться понять мотивацию этих людей, проводить параллели и делать выводы для нас, сегодняшних, стараясь избежать сделанных до нас ошибок.

Какие параллели можно здесь провести?

Священный Синод сегодня это в какой-то степени Управление внутренней политики Администрации Президента.

После хаоса и «парада суверенитетов» 90-х годов «обер-прокурор» Сурков восстановил «вертикаль власти».
Создали одну чётко управляемую партию, все другие сколь-нибудь независимые партии и общественные движения были разогнаны, их места заняли созданные сверху и также хорошо управляемые образования. Парламент, конечно, отменять как таковой не стали, но Дума и Совет Федерации были превращены в «не место для дискуссий».
Это как Победоносцев с приходом к власти Александра III провёл контрреформы после «слишком либерального» Александра II.

Вертикаль власти, управляемость, стабильность это, конечно, хорошо, но слишком жёсткая вертикаль, как известно, имеет два недостатка. Первый — неспособность реагировать на ежечасно поступающие вызовы, и второй — то, что виновником всех проблем власти в глазах общества (по крайней мере, в этом довольно легко общество убедить) становится тот, кто персонально находится наверху.
История с Победоносцевым и тогдашней властью даёт нам наглядный пример.
Современная вертикаль похрустывать уже стала, это было во время выступлений на Болотной площади. В последние три года, после Крыма, Донбасса и в целом примера украинского государства, общественная активность улеглась, но можно уверенно сказать, что не навечно. Не провести ли тут аналогию с мнимым успокоением общества после 1905 года?

Ситуация в России в начале 20-го и в начале 21-го века похожа, но не во всём. Тогда противоречия в обществе были всё-таки гораздо глубже. Чтобы двигаться вперёд, надо было всех уравнять в правах, для этого надо было, в частности, сказать дворянам, что они больше не дворяне. Надо было радикально пересмотреть отношения крестьян и помещиков, т. е. экономически ликвидировать тысячи помещичьих усадеб. Надо было не скажу учредить выборную должность президента, но хотя бы отказаться от наследственной передачи государственной власти.
Всё это без революции и пролития крови вряд ли возможно было сделать.
Не зря Победоносцев старался отсрочить начало политических реформ, не зря он старость провёл в пессимизме. Ему, пребывавшему на склоне лет, приписывают фразу: «Да знаете ли вы, что такое Россия? Ледяная пустыня, а по ней ходит лихой человек!»

Сейчас мы живём в постреволюционную эпоху. Нормальная революция обнуляет, сбрасывает напряжения, накопившиеся в обществе, позволяет построить новую модель и двинуться вперёд.
В 1991-м году напряжения социалистического общества были сброшены, но мы до сих пор толком не двинулись вперёд. Большевики за 25 лет после 1917-го года восстановили империю, провели индустриализацию, переломили ход войны с тогдашним Евросоюзом. Мы, умные и современные, пока подобными достижениями похвастаться не можем. Мы до сих пор, уже четверть века, лишь формируем своё целеполагание и политическую модель.

Так что же будет дальше?

Вариант первый.
Власть уже заморозилась, зацементировала свою вертикаль, и меняться не может. Правительство будет продолжать либеральную, кудринскую экономическую политику, всё глубже подсаживая страну на сырьевую иглу. При этом в обществе будет расти имущественное расслоение, миллионы людей будут сидеть без работы, города, моногорода, деревни будут деградировать, страна постепенно действительно будет превращаться в ледяную пустыню, по которой ходит безработный лихой человек.
Власть на запросы этого человека ответит очередными витками заморозки и репрессий, которые в итоге приведут к потрясениям.

Вариант второй.
Поток нефтедолларов ещё не всем залил глаза, и власть сохранила способность меняться, способна реагировать на реальность. Современный священный синод допустит некоторый уровень дискуссии, некоторый уровень политической конкуренции. Постепенно будет подготовлен и начат поворот экономической политики, страна начнёт проводить новую индустриализацию, которая позволит решить проблемы востребованности людей, чрезмерного имущественного расслоения, технологического отставания, начнётся новый живительный этап в истории России.

Думаю, как это ни удивительно, второй вариант всё-таки более вероятен. Победоносцев со своим подходом выглядел архаично уже сто тридцать лет назад. Сегодня желающим заморозить общество и время придётся гораздо сложнее. Им придётся проявить много воли, хитрости и решительности. Думаю, рациональные соображения побудят их использовать эти качества на реализацию всё же второго, позитивного варианта.

Что будет делать «Партия Дела»?

Естественно, мы будем и дальше распространять наши идеи, говорить о необходимости новой индустриализации, убеждать всех, что сырьевое прозябание это не единственный путь, что всё может быть гораздо лучше. И это мы должны делать при любом образе действий со стороны власти.
Допустят нас до выборов? Отлично. Используем избирательную кампанию как трибуну и затем участие в различных госорганах как место приложения наших идей.
Не будут регистрировать, будут снимать с выборов, — не беда. В прошлом сентябре нас не допустили до выборов в Костроме, но вся область при этом узнала о существовании «Партии Дела», узнала основные наши идеи, прониклась к ним симпатией.
Снимают сейчас с выборов в Сахалинскую областную думу? На Сахалине у нас появились десятки тысяч сторонников, а будет ещё больше.
Будем распространять наши конструктивные идеи, приближать светлое будущее, а уж когда оно настанет, завтра в процессе политической дискуссии или через годы, после очередных потрясений, — решать не нам. Вернее, не только нам.

Так что продолжаем нашу работу.

P. S.

Это храм Георгия Победоносца на Варварке. Дед Константина Петровича служил там настоятелем, по тогдашней церковной традиции семья Победоносцевых в честь храма получила свою фамилию. Это через дорогу от Администрации президента.
Надо будет зайти, свечку поставить. Почувствовать атмосферу.

Может, она какая-то особенная, может, из-за неё в том районе не любят политических дискуссий?